МБОУ СШ№38 г.Липецка
город Липецк
  • Доступная среда

    Алгоритм действия образовательной организации при поступлении ребенка с

    ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

    1. Принять документы и убедиться в наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
    2. Организовать собеседование с родителями (законными представителями) по выявлению их мнения относительно предполагаемых условий.
    3. Определить дальнейший образовательный маршрут, согласно заключения ПМПК.

    Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе обучается по адаптированной образовательной программе (АОП)

    1. Заявление от родителей (законных представителей) о зачислении или переводе на АОП.
    2. Приказ по образовательной организации о зачислении или переводе обучающегося на АОП.
    3. Составление индивидуального образовательного маршрута (адаптированных рабочих программ, КИМ, критерий оценивания).
    4. Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида (ИПРИ) (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).
    5. Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.

    Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе обучается по общеобразовательной программе, но нуждается в специальном сопровождении

    Это те, кто:

    • посещают логопункт;
    • нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке;
    • нуждаются в тьюторе.
    1. Заявление от родителей (законных представителей) о зачислении в образовательную организацию.
    2. Приказ о зачислении обучающегося с ОВЗ в образовательную организацию.
    3. Приказ о зачислении обучающегося с ОВЗ на занятия к специалистам (учителю-дефектологу, учителю логопеду, педагогу-психологу).
    4. Письменное согласие от родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение обучающегося(диагностика, оказание коррекционно-развивающей помощи и пр. )
    5. Корректировка расписания.

    Ребенок с ОВЗ обучается в специальном (коррекционном) классе

    Специальный (коррекционный; класс для любой категории детей, кроме умственной отсталостиЗаявление от родителей (законных представителей) о переводе обучающегося 

    Составление и утверждение учебного плана.

    Составление и утверждение АОП, рабочих программ на класс.

    Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк.

    Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).

    Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.

    Специальный (коррекционный) класс для детей с умственной отсталостью

    Заявление от родителей (законных представителей) о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) и в специальный класс.

    Приказ по образовательной организации о переводе обучающегося на АООП и зачислении в специальный класс.

    Составление и утверждение учебного плана.

    Составление и утверждение АООП.

    Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк.

    Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).

    Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.

    Специальный (коррекционный) класс для детей с умственной отсталостью

    1. Заявление от родителей (законных представителей) о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) и в специальный класс.
    2. Приказ по образовательной организации о переводе обучающегося на АООП и зачислении в специальный класс.
    3. Составление и утверждение учебного плана.
    4. Составление и утверждение АООП.
    5. Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк.
    6. Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).
    7. Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.
    8. Ребенок с ОВЗ обучается в специальной (коррекционной) образовательной организации
    9. Заявление от родителей (законных представителей) о переводе на обучение ребенка по АООП и зачислении в специальную (коррекционную) образовательную организацию
    10. Приказ по образовательной организации о переводе обучающегося на АООП и зачислении на обучение
    11. Составление и утверждение учебного плана
    12. Составление и утверждение АООП
    13. Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендации ПМПК, ПМПк.

    6. Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРР1 (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).

    7. Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.

    Ребенок с ОВЗ на надомном обучении

    Заявление от родителей (законных представителей) о переводе на АОП (АООП) и надомное обучение с предоставлением справки МСЭ.

    Приказ по образовательной организации о переводе на АОП (АООП) и надомное обучение.

    Составление и утверждение учебного плана.

    Составление и утверждение АОП.

    Составление расписания и маршрута сопровождения с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк.

    Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).

    Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута (при АОП).

    Ребенок с ОВЗ, нуждающийся в специальной индивидуальной программе развития (СИПР)

    Заявление от родителей (законных представителей о переводе на СИПР.

    Приказ по образовательной организации о переводе на СИПР.

    Установление диагностического периода для первичного обследования обучающегося и разработки СИПР.

    Организация материально-технических условий.

    Выбор форм и методов обучения.

    Организация присмотра и ухода.

    Сотрудничество с родителями (законными представителями).

    Организация обучения детей с ОВЗ

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

    Инвалид -лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

    Инклюзивное образование -форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.

            В 2023-2024 МБОУ СШ № 38 открылся «Ресурсный класс». В классе учатся 8 обучающихся с РАС. В соответствие с моделью, каждый обучающийся сопровождается тьютором, как во время индивидуальных и фронтальных занятий в ресурсном классе, так и на включении в регулярные классы. Созданы условия, необходимые для получения образования детьми с ОВЗ: условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы); специальных методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения. С данной категорией учащихся регулярно проводятся индивидуальные и коррекционно- развивающие логопедические, психокоррекционные занятия, осуществляет свою работу дефектолог, учитываются особенности психофозического развития и индивидуальные возможности обучающихся в соответствии с ФГОС ОВЗ. В процессе образовательной деятельности созданы условия психологического комфорта, без которых невозможно освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

    В 2024-2025 учебном году открылся специальный класс (ресурсный) в классе учатся 5 обучающихся, 4 обучающихся (вариант 8.3), один (вариант 8.2). Команда квалифицированных специалистов работает с каждым ребенком индивидуально, поэтапно включая учащегося в процесс обучения в общеобразовательном классе. Составлено гибкое расписание, адаптированные учебные материалы и доступ к специализированным ресурсам.

    Ресурсная зона оборудована специальными индивидуальными партами. Для сенсорной разгрузки есть комната, в которой находится батут, сухой бассейн, туннель «Звездная ночь», мягкий модуль, балансиры и другие приспособления.

    Педагогический коллектив стремимся поддерживать активное взаимодействие среди учащихся с РАС и нормотипичных сверстников, способствуем развитию интеллектуальных способностей, социальных навыков и самооценки учеников.

             В школе созданы надлежащие материально-технические условия,  позволяющие обеспечить обучение и воспитание детей с недостатками физического и психического развития, организована коррекционно- развивающая образовательная среда:
    * кабинеты логопеда и психолога;
    *учебные кабинеты;
    * спортивная площадка;

     *спортивный зал;

      * кабинет СБО

           В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся с РАС получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. На занятиях осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо учащимся с РАС для ведения домашнего хозяйства, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся с РАС.

          Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовление пищи, изучить правила техники безопасности, уметь пользоваться электроприборами.

         Содержание программы по курсу «Социально-бытовая ориентировка» включает следующие разделы:

    1. Личная гигиена.
    2. Одежда.
    3. Обувь.
    4. Питание.
    5. Жилище.
    6. Семья.
    7. Экономика домашнего хозяйства.
    8. Транспорт.
    9. Торговля.
      1. . Медицинская помощь.

    Нормативно-правовая база

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

    СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

    Приказ департамента образования администрации города Липецка от 23.12.2020 №1448 «Об утверждении проекта системы образования города Липецка «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество» на 2021-2023 гг.»

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике